Как сделать основание под тротуарную плитку?

Основание под тротуарную плитку подобно фундаменту дома, является той опорой, от которой зависят устойчивость и долговечность дорожного покрытия. Тротуарная плитка с успехом используется при мощении дорожек и площадок. Она встречается повсеместно: как в городской застройке (например, около магазинов и торговых центров), так и на загородных дачно-садовых участках. Данный материал отличается от аналогов своей эстетичностью, разнообразием форм и размеров.

Схема основания под тротуарную плитку

Схема основания под тротуарную плитку.

Но неровная кладка и выпирающие или запавшие плитки вряд ли сделают дорогу красивой и комфортной. Возникновение ям, провалов и прочих деформаций – это следствие низкокачественного основания, которое было выполнено с нарушением технологии и существующих рекомендаций. Формирование основы для тротуарной плитки требует особого внимания, некоторых знаний и элементарного понимания процесса. Поэтому многие хозяева спешат сразу же вызывать специалистов, даже не пытаясь справиться с делом своими руками. Этим они лишь увеличивают свои расходы, ведь эту же работу можно выполнить и самостоятельно. Главное – знать, как все сделать правильно.

Выбор материала для основы

Смысл создания дорожки или площадки на участке земли состоит в том, чтобы получить ровное, устойчивое, лишенное грязи и травяных зарослей покрытие. По нему должно быть комфортно ходить или ездить. Весь секрет долговечного покрытия без ям и ухабов кроется в качественно выполненной основе, залегающей под плиточным полотном. Но, прежде чем закладывать основу под тротуарную плитку, следует определиться с типом строительного материала. Из него в дальнейшем будет сформирована специальная «подушка» для последующей укладки дорожного покрытия. В этих целях часто используют такие материалы и их сочетания, как:

Схема устройства подложки из гравия

Схема устройства подложки из гравия.

  • гравий, галька;
  • бетон, цемент;
  • песок, отсев;
  • шлак, щебень.

Основание из бетона представляет собой равномерно залитый цементной смесью участок земли, на который сверху укладывают плиточные элементы. К этому способу прибегают в том случае, когда требуются повышенная прочность и устойчивость к воздействию массивных объектов, таких как техника и транспорт, которые могут оказывать сильное давление на плоскость тротуара. На бетонной основе намного проще выравнивать плиты по единому уровню. Застывающий бетон не дает усадки и скрывает все изъяны почвы, включая провалы и проседания вследствие недостаточной трамбовки.

Однако такой тип фундамента используется реже, чем другие, из-за проблем с отводом влаги. Слой бетона, в отличие от песчано-цементной основы, препятствует проникновению воды сквозь тротуарное покрытие вглубь грунта. Как результат, влага скапливается в межплиточных зазорах, щелях и порах. При сильном морозе, расширяясь, она способна расколоть или деформировать вымощенную поверхность. Поэтому для данного типа тротуаров должны быть предусмотрены такие способы водоотведения, как ливневки, влагоприемники и т. д. Гравийный и песчано-цементный слои в подобных приспособлениях не нуждаются, а технология процесса намного проще и доступнее, что обуславливает его сравнительную выгоду.

Подготовительные работы

Схема основания с бетонной стяжкой

Схема основания с бетонной стяжкой.

Подготовка основания под тротуарную плитку начинается с обустройства площадки, на которой будут производиться работы. Вся структура покрытия будет базироваться непосредственно на почве, являющейся самым уязвимым слоем, который создает максимум проблем. Именно из-за проседания почвы часто происходит деформация поверхности плиточной кладки, поэтому в первую очередь необходимо улучшить прочность и устойчивость земельного покрова. Для этого нужно скосить всю растительность, убрать мусор, а затем утрамбовать выбранный участок земли, периодически заливая его водой. Почва должна стать ровной и плотной: это обеспечит необходимую устойчивость. Лишние горки и выступы лучше срезать лопатой, а ямы и углубления – засыпать землей, шлаком или щебнем.

Следующий этап подготовки – разбивка рабочей площадки на участки и установка направляющих ориентиров, называемых «красными метками». Эти метки представляют собой нити шпагата, туго натянутые между вбитыми в толщу земли кольями. Нить крепится на определенной высоте, соответствующей будущему уровню поверхности тротуара. Следует учесть угол уклона в несколько градусов, если планируется использование водоприемников. Красные метки нужны для того, чтобы укладка плит производилась максимально ровно.

Следует сразу установить фиксирующие бордюры по краям площадки. Это можно сделать и после формирования фундаментального слоя, но тогда придется сооружать защитные опалубки, препятствующие осыпанию почвы.

Лучше всего выбирать бордюр высотой около 50 см, тогда последовательность действий будет такой:

  1. Выкопать канаву глубиной 30 см.
  2. Дно выстелить слоем щебня толщиной 10 см.
  3. Сверху нанести слой цемента около 2 см.
  4. В траншею установить плиты бордюра. Для лучшего водоотвода бордюр укладывают так, чтобы его край был ниже уровня поверхности брусчатки.

Формирование основного слоя

Подготовка песчаной поверхности по плитку

Подготовка песчаной поверхности по плитку.

Основание для плитки может иметь различную конфигурацию. Варьируются, как правило, количество слоев и типы применяемых материалов. Рекомендуется создание двух ключевых пластов: фундаментального и поверхностного. Первый слой создается с целью сделать ровную поверхность, скрывающую кривизну почвы. Здесь можно использовать два принципиально разных материала: бетон или гравий. Заливка бетоном рекомендуется для дорог и площадок с повышенной нагрузкой, а подсыпка гравием – для обычных тротуаров. При необходимости допускается их комбинирование.

Если в качестве фундамента выбран гравий, следует иметь в виду, что он требует тщательной утрамбовки. Высота прослойки может достигать 15 см и более. Это довольно существенная величина, и уплотнение такого фундамента будет затруднено, поэтому рекомендуется выстилать гравий поэтапно тонкими слоями, утрамбовывая каждый поочередно. Эффективнее всего использовать при этом виброплиту – специальное дорожно-строительное устройство для уплотнения сыпучих материалов. Но при отсутствии подобных инструментов придется орудовать ручной трамбовкой, и это существенный минус.

Поверхностное покрытие основания формируется из песка либо песчано-цементной гарцовки. Песок применяется только в том случае, если в качестве фундамента использован хорошо утрамбованный гравий. В остальных случаях готовится гарцовочная смесь из очищенного песка и цемента М-400 в соотношении 5:1 (рекомендуется воспользоваться бетономешалкой). Гарцовочный слой образует специальную корректирующую подушку для тротуарного полотна, его толщина колеблется в пределах 5-10 см.

Особенности заливки бетоном

Если в качестве фундаментного пласта был выбран бетон, существует ряд рекомендаций. Наполнение бетоном стоит начинать на следующий день после затвердения зацементированных плит бордюра. При создании площадки, по которой предполагается передвижение массивных крупногабаритных машин, бетонный фундамент необходимо армировать, применяя арматуру с ячейками до 20 см. Для пешеходных тротуаров данная процедура не требуется.

Чтобы обеспечить свободное прохождение влаги в почву, нужно предусмотреть дренажные отверстия. Их можно сделать с помощью трубы, нарезанной кусками примерно по 20 см (длина отрезка должна соответствовать высоте бетонного пласта). Эти куски распределяются на всю площадь (по одному на квадратный метр).

Затем готовится стандартная бетонная смесь из цемента марки 150-200. Толщина залитого раствора должна быть не менее 15 см, а при армировании – 20 см. После затвердения все дренажные отверстия нужно заполнить щебенкой.

Качественная основа под плитку – залог красоты и долговечности мощеных площадок и тротуаров.

Теперь с формированием основания из любого материала под силу справиться каждому.